Радиотехническая система навигации ближнего действия – это дальномерная угломерная радионавигационная система, разработанная в Советском Союзе в научно-исследовательском университете аппаратуры.
Во время Советского Союза было установлено более сотни радиомаяков данной системы. Большая их часть имела соответствующее оборудование бортовым оснащением. На текущий момент в гражданской авиации практически все радиомаяки были сняты с эксплуатации, однако на некоторых военных аэродромах они еще остались.
Почему радиосистема стала бесполезной
Причиной снятия данной системы с применения стало не только ее моральное устаревание, ведь можно было провести ее модернизацию, но и многие другие факторы. Как выяснилось, система работает в таком же диапазоне, который выделен официально для систем неавиационного применения на ВС зарубежного производства, так как у них нет соответствующего бортового оснащения.
Понятно, что система – отечественная. Поэтому на данный момент нет планов по замене радиотехнической системы навигации более современными видами оборудования аналогичного предназначения, а вместо нее будут установлены радиомаяки. Это приводит к некоторому сожалению, ведь до появления спутниковых систем навигации, именно РСБН считалась самой точной навигационной системой не только в СССР, но и во всем мире.
Несмотря на то, что радиотехническая система, судя по всему, уходит в прошлое, знания о ее возможностях и характеристиках весьма полезны.
Понятие ближней навигации
Такие термины как «ближняя» или «дальняя» навигация не определяются четкими рамками. Зачастую ближняя навигация – это навигация с применением радионавигационных средств, имеющих ограниченную дальность действия в виду ограниченной прямой видимости. Системы дальней навигации – это также РНС, но они могут обеспечивать прием сигнала на больших расстояниях, к примеру, от тысячи километров.
В авиации самолеты, летающие на любые расстояния, могут применять все виды навигационных устройств, поэтому делить их на ближние и дальние не имеет смысла.
Безусловно, существует множество систем, которые можно считать системами ближней навигации, таких как DME, VOR, АРП и другие. Поэтому наименование РСБН будет лучше рассматривать как собственное имя, а не собирательное. Оно присвоено конкретному виду систем навигации его разработчиками.
Система состоит из наземного радиомаяка, а также бортового оснащения. Маяки именуются буквой «Н» (от «наземный») и соответствующим номером. Оборудование бортовое изначально именовалось «С» (от «самолетный»). А в дальнейшем для него были приняты другие обозначения и целые имена, например «Ветер», «Радикал».